Последние

Конструктор и спортсмен

Газета «Трудовая жизнь» от 26 апреля 2014 г.

 

jumultithumb_joomla-ua_orgПолет кордового самолета Вячеслав Щелоков впервые увидел в 10-летнем возрасте. В небе пилотажник смотрелся совсем как настоящий: выходил на крутые виражи, снижал высоту, да так, что казалось, вот-вот коснется крылом земли, но в последние секунды вновь устремлялся ввысь. Такой экземпляр – мечта любого мальчишки. С тех юношеских лет Вячеслав Александрович стал преданным любителем кордового спорта.
Как устроен кордовый аппарат? По какому принципу летает? Ответы на эти и массу других вопросов наш герой узнал на кружке авиамоделирования при Доме пионеров в Отрадном, где он ранее проживал. Мастерство Вячеслав перенимал у Юрия Макаровича Седова. Когда наставник перебрался в Кинель-Черкассы и стал набирать группу мальчишек на станции юных техников, воспитанник последовал за ним. Со своим увлечением он не расставался вплоть до службы в армии. В 1993 году из жизни ушел преподаватель Ю.М.Седов, приемником его дела стал Вячеслав Александрович. Товарищи, с которыми наш герой когда-то посещал кружок, давно отошли от спорта, и только он остается верен ему более 40 лет. Мой собеседник  готовит к соревнованиям молодое поколение воспитанников СЮТ, и сам является действующим спортсменом.
В авиамодельной лаборатории нашего героя собрано свыше 100 экземпляров самолетов, по которым можно смело изучать историю и современность отечественной и зарубежной авиации. Одним из старейших является «ИЛ-18» – аналог самолета, на котором будучи первым лицом СССР летал Никита Хрущев. Модель начинал конструировать учитель Юрий Макарович. Долгое время фюзеляж провисел на стене, пока Вячеслав не довел его до ума. Сегодня «ИЛ-18» служит лишь наглядным пособием для начинающих моделистов. О славных временах, когда наш герой покорял спортивный олимп со знаменитым самолетом, напоминает лишь черно-белое фото, сделанное в момент соревнований, накануне службы в армии. Нашлось место в коллекции и для копии английского бомбардировщика «Маскито», который является самым титулованным и с которым автор собрал завидный урожай наград. Одно из последних детищ В.А.Щелокова – «ЯК-55», на котором пилотируют отечественные спортсмены.
Авиамодельный спорт подразделяется на классы (пилотажных моделей, скоростных, гоночных, копий и полукопий и т.д.). Наш герой на протяжении многих лет считается признанным и едва ли ни единственным в Самарской области профи по классу копий. Работы Вячеслава выполнены так мастерски, что не отличишь от аналога.
– Модели-копии внешне очень похожи на настоящие самолеты и хорошо летают на корде, развивая большую скорость полета. Строить такие модели гораздо интереснее, чем скоростные, которые напоминают современный самолет очень отдаленно, – увлеченно рассказывает собеседник. – В этом деле нужно мыслить как настоящий конструктор. Поэтому в нашем авиамодельном кружке так необходимы навыки черчения, знания законов аэродинамики и физики.
Все эти сведения мальчишки получают на занятиях мастера. Начинающие моделисты пробуют свои силы на простейших тренировочных моделях. Основному этапу работы, а именно сборке, предшествует чертеж. Для изготовления самой модели в идеале требуется бальза – древесина, легкая по своей структуре. Растет она в странах Южной Америки и Канаде. Такой материал в России стоит недешево.  При помощи нехитрых столярных инструментов, таких как напильник, рубанок, лобзик, и строится кордовый самолет. На завершающем этапе модель обшивается шпоном, полируется, покрывается ровным слоем краски и лакируется. Человеку, не знающему тонкостей кордового авиамодельного дела, сложно догадаться, что изделие внутри полое и имеет деревянную основу.
Нужно обладать большим терпением, чтобы добиться в кордовом спорте хороших результатов. А это качество присутствует не у всех. У Вячеслава Александровича есть воспитанники, которыми он искренне гордится. Это и призер Всероссийского турнира, обладатель губернаторского и президентского гранта Алексей Шимонаев, и Игорь Ефремов, который, будучи студентом самарского вуза, не бросает свое увлечение.
Здесь, как и в большом спорте, присваиваются разряды и даже есть шанс получить  звание мастера спорта. Во время соревнований оценку полета и стендовую оценку проводят трое судей. Учитывается любая мелочь. В том числе обязательным требованием является наличие пилота в самолете.
– Во время полета модель должна устойчиво держаться в воздухе. Скорость зависит прежде всего от мощности двигателя, – поясняет собеседник. – При желании можно выжать и 300 м/с. Однако двигатели нынче дорогие и наши ребята практикуются на самолетах, развивающих скорость полета до 126-150 м/с. Дополнительные очки начисляются за выполнение определенных команд. Если это военный самолет, можно сбросить бомбочки, если пассажирский – разбрасывать листовки. Кордовому самолету, как и аналогу, требуется заправочное топливо. В нашем случае им служит керосин.
Самое удивительное, что человек может управлять этой летающей машиной прямо с земли при помощи обычных тросов. Опытные спортсмены демонстрируют высший пилотаж. Нет сомнений в том, что самым зрелищным во время состязаний является воздушный бой. На сражение отводится четыре минуты. За это время нужно умудриться срезать ленту, привязанную к крылу противника. Бывают и несчастные случаи, когда самолеты разбиваются.
Сегодня Кинель-Черкасская станция юных техников славится сильной командой авиамоделистов. И повод для гордости действительно есть, но Вячеслава Щелокова беспокоит вопрос, кто продолжит его дело, ведь интерес к этому виду спорта угасает.