Последние

5 запасной авиационный полк

5zap

Шли первые дни войны… И первыми, кто принял на себя удар гитлеровской авиации, были наши летчики, среди них 4-й авиационный полк под командованием майора Тетмана. Но неравными были силы, и поэтому, понесли большие потери, этот полк был отведён под Воронеж. Часть его, соединённая с 164-м резервным полком, и положило начало рождения 5-го Запасного авиационного полка. Его первым командиров был Александров С.С. В октябре 1941 года 18-й Воронежский авиазавод, освоивший к началу войны выпуск штурмовиков ИЛ-2, перебазируется в г. Куйбышев. Помогали демонтировать завод и сопровождать на новое место специалисты этот полка.

В г. Куйбышеве разместился штаб 1 штурмовой Краснознаменной Запасной авиабригады, которой командовал полковник авиации Одольский А.И. В с. Каменка-Белинская развернулся 10 Запасной авиаполк, в Чапаевске – 12 ЗАП, в Кинеле – 43 ЗАП, в Кинель-Черкассах – 5-й. Летчики 5-го ЗАПа, как и других полков, получали самолёты ИЛ-2 на новом заводе, апробировали их и затем учили навыкам полётов в боевой обстановке молодых лётчиков, только что окончивших военные училища по ускоренной программе, а также лётчиков, уже побывавших в воздушных боях и переучивающихся на новый тип самолётов.

Работа была очень трудной и напряжённой. Лётчикам-инструкторам приходилось делать в день по 40-70 вылетов. Нужно было не только научить лётчиков в совершенстве владеть техникой боя, техникой прицельного бомбометания, но научить так побеждать врага, чтобы оставаться живыми. Хорошо учили лётному мастерству пилотов такие лётчики-инструкторы 5-го ЗАПа, как Иванов, Смыслов, Галкин, Астахов, Карпов, Комиссаров, Липовецкий и др. Многие из них первые месяцы войны прошли боевые испытания в схватках с врагом, а затем были отозваны на инструкторскую работы 5 ЗАП. Они рвались на фронт, подавали рапорты, но им говорили: «Ваша перовая здесь». И они сражались с врагом здесь, по-своему, без устали, готовя боевых лётчиков.

5 ЗАП был лучшим по мнению командира 1 штурмовой Краснознаменной авиабригады, не только в бригаде, но одним из лучших в воздушных силах Советской Армии. И поэтому сюда неоднократно приезжали лётчики-инструкторы и специалисты из других полков, чтобы поучиться военному мастерству у лётчиков 5 ЗАПа.

Люди, служившие в 5 ЗАПе, были очень инициативны. Когда 18-й авиазавод наладил производство 2-х местных ИЛов, то по инициативе комсорга полка Заяц С.Н. была организована школа молодых авиаспециалистов, которая готовила воздушных стрелков и радистов. Заяц С.Н. стал командиром этой школы и уже в н6ачале 1942 г. состоялся первый выпуск курсантов этой школы.

Комиссар 3-ей эскадрильи полка Боженов Ф.В. вспоминал, что на стекло кабины отправлявшегося на фронт самолёта прикреплялась открытка. И это было лучшей агитацией. Вылетающий на передовую лётчик знал, кого он спасает, кого защищает в бою. Героически сражались стажеры 5 ЗАПа. Только 75-й Сталинградский Гвардейский авиаполк, сформированный здесь, на волжской земле дал стране 26 Героев Советского Союза, а четверым из них это звание было присвоено дважды.

Выпускник 5-го ЗАПа, уроженец Чувашии, Николай Бугаков повторил подвиг Николая Гастелло.