Техническое творчество: в Отрадном угасло, в Черкассах живет

|
Сравним!
Техническое творчество:
в Отрадном угасло, в Черкассах живет
 Газета «Вестник Отрадного»
Многие сегодня с тоской вспоминают время, когда государство большое внимание уделяло развитию детского творчества, в том числе и технического. По всей стране, в городах и селах, работали станции юных техников, кружки юных физиков, химиков, авиамоделистов. Юным Кулибиным было, где развернуться, взять старт для малых и больших открытий. Увы, сейчас все обстоит иначе: кружки позакрывались, мастера и наставники разбрелись. Но станция юных техников (СЮТ) в соседних Кинель-Черкассах каким-то чудом продолжает жить. Корреспонденты «Вестника» не раз бывали там, с восторгом писали о прекрасной технической базе, о преподавателях, все силы отдающих любимому делу. Полтора года назад ее возглавил Петр Юрьевич КИРИН, ему всего 28 лет. В свое время он тоже был воспитанником СЮТ, занимался резьбой по дереву, посещал секцию мотокросса. И теперь ему небезразлична судьба детского учреждения. За минувшие полтора года ему удалось многое: отремонтировать здание, благоустроить близлежащую территорию, приобрести новую технику для кружков и секций. И главная цель – развить в детях любовь к техническим видам творчества — осталась прежней. На просьбу о встрече он сразу ответил дружелюбным приглашением.— Большинство наших воспитанников – мальчишки, у которых душа лежит к технике, — рассказал он при встрече. — Мужчина должен уметь работать и головой, и руками. Технические виды спорта: картинг и мотокросс, – это хороший баланс физической и умственной нагрузки. Есть занятия и для девочек. Педагог по художественно-техническому моделированию Ольга Гарьевна МАСКАЙКИНА растит настоящих мастериц. Ее воспитанницы шьют одежду и мягкие игрушки, вышивают, делают украшения.Весной прошлого года мы начали делать в здании капитальный ремонт. Его здесь не было более 30 лет. С потолков в классных комнатах сыпалась штукатурка, в старых окнах были огромные щели, да и коммуникации окончательно пришли в негодность. Детям в таких условиях заниматься нельзя. Средств на ремонтные работы у нас не было. Пришлось обращаться за помощью. На просьбу отозвались руководители ЗАО «Таркетт» А.К.НУЖДИН и В.К.НУЖДИН: выделили напольные покрытия и часть стройматериалов, за что мы им очень благодарны. Также большую помощь оказала районная администрация. Нанимать бригаду – дорого, поэтому большую часть работ мы выполняли сами. От всего сердца благодарен нашим педагогам, инженерам, мастерам производственного обучения, которые в свободное от занятий время вскрывали полы, укрепляли фундамент, выравнивали стены, меняли трубы. Сейчас ремонт практически завершен. Мы воссоздали кабинет ПДД, отремонтировали учебные классы и боксы.У нас неплохая материально-техническая база. В этом большая заслуга бывшего директора СЮТ В.Ф.ГЛУШКОВА. Это он в годы перестройки сумел сохранить всё оборудование: хотя и старое, но вполне работоспособное. Постепенно мы ремонтируем то, что вышло из строя, и докупаем необходимое. Собственный денежный фонд у нас небольшой, поэтому приходится обращаться за помощью к спонсорам. Обычно нам не отказывают. Так, например, для секции картинга работники завода «Нефтемаш» очистили от коррозии 30 рам, на которых собираются карты. В прошлом году ОАО «Самаранефтегаз» выделило средства на покупку новых запчастей, необходимых для сборки машин. Видели бы вы, с каким восторгом наши мальчишки разглядывали новые моторы, как увлеченно собирали технику!Сейчас в секции 12 картов, ближе к весне ребята соберут еще 10. В секции мотокросса — 7 прокатных мопедов и 9 кроссовых мотоциклов разной мощности. Для самых маленьких любителей этого вида спорта купили 3 мотоцикла «Ирбис», а к 23 февраля сделаем мальчишкам еще один подарок – 2 новеньких мотоцикла. За помощь в покупке техники благодарю нашего земляка В.В.ОБУХОВА, директора ЗАО «Статус» в Самаре. Он подарил ребятам 3 квадроцикла.Плату за занятия в кружках и секциях мы не берем, вполне хватает средств, которые выделяет министерство образования. Но если родители наших воспитанников предлагают помощь, не отказываемся. Весной прошлого года мы взялись за крупный объект – строительство современной мототрассы для соревнований. Очень помогли предприниматели Р.М.ЛЕВИТАС, С.В.ОБУХОВ, А.А.МАРКОВСКИЙ и О.В.ОВЧИННИКОВ. Они выделяли необходимую технику и горюче-смазочные материалы, буквально жили с нами на объекте. Большая часть работ уже выполнена. Надеюсь, весной мы проведем здесь первые соревнования.

В Кинель-Черкасской СЮТ занимаются более 2300(!) детей со всего района. Здесь действует 20 различных объединений: техническое творчество, картинг, мотокросс, авиа- и судомоделирование, конструирование, выжигание, выпиливание, курсы ПДД и др.

•••

Секцию мотокросса ведет Михаил Александрович ЛЬВОВ, тоже бывший воспитанник СЮТ. Он с радостью поделился с нами и воспоминаниями, и наблюдениями, и педагогическим опытом:

— Мотокросс существует с самого открытия СЮТ. Группа у нас была большая, около 30 человек, а мотоцикла всего два. Но мы, ребятишки, были безмерно счастливытливы. Кто-то один садился за руль, ехал по территории, а мы радостной гурьбой бежали следом. Здесь я получил первые навыки вождения и познал технические тонкости устройства мотоцикла. Теперь передаю опыт мальчишкам.

Сейчас ребята занимаются в 3 группах, по 15 человек в каждой. Учат правила дорожного движения, осваивают устройство техники и только потом, пройдя долгий подготовительный путь, садятся за руль. Я думаю, что мальчишка, если решил посвятить себя этому виду спорта, сначала должен уметь собрать и разобрать свой мотоцикл. Ребята, которые приходят к нам впервые, порой не умеют держать в руках гаечный ключ, им всё в диковинку. А спустя некоторое время родители замечают: дети становятся серьезней, собранней, подтягиваются в учебе. На днях учительница по физике рассказывала, как сильно ее удивляют наши мальчишки. О принципе работы двигателя внутреннего сгорания они рассказывают без подготовки — на «отлично»!

Чтобы управлять мотоциклом, нужно иметь и хорошую физическую форму, крепкие руки и ноги, уметь выдерживать правильный ритм дыхания. И — никаких вредных привычек! В противном случае успехов не добиться. Для мальчишек это сильная мотивация.

•••

В соседнем кабинете жарко: то ли от солнца, то ли от паяльных ламп. Здесь расположена коллективная радиостанция. Заведует ею Сергей Анатольевич БАХАЕВ:

— В радиокружке занимаются 20 детей от 10 и до 18 лет. К сожалению, у современных ребят радио не так популярно, как в прежние времена. Но те, кто приходит заниматься, очень увлекаются и остаются. Ребят помладше обычно приводят родители, которые когда-то занимались в кружке и помнят, какое это удовольствие – ждать сеансов связи с другими радиостанциями, паять микросхемы, набирать коды азбуки Морзе. Ребята постарше приходят за конкретными знаниями, к примеру, если они хотят поступать в аэрокосмический университет.

Есть у меня воспитанник, которому полученный здесь опыт сослужил добрую службу. Дима КОПЫТИН пришел заниматься, будучи студентом сельскохозяйственного техникума. Он учился на механизатора и получал смежную профессию электротехника, а паяльника в руках ни разу в жизни не держал. Просил поднатаскать его в практике. Незаметно для себя парень увлекся: выучил азбуку Морзе, освоил телеграф. Пролетел год, его призвали в армию. Я был искренне рад, узнав, что Дима служит в штабе. Он сразу получил престижную должность, а сейчас служит по контракту. Говорит, что это его призвание…

•••

Мы идем дальше и видим целый авиапарк из маленьких легких самолетиков с картонными крыльями. Они повсюду: на шкафах, полках, стендах. Эти планеры изготавливают ребята вместе с руководителем кружка по спортивно-техническому моделированию Олегом Владимировичем ПШЕНИНЫМ:

—…Вот это «Сокол», спортивная модель. Запускать ее нужно в открытом поле или на стадионе. Минимальное время полета – 10 секунд, а максимальное зависит от ветра и мастерства пилота. Наши мальчишки побеждали в соревнованиях и со временем в 24 секунды. Мы занимаемся серийным производством легких моделей планеров. Проектируем вместе, а остальные работы они выполняют самостоятельно. В мастерской —разделение труда: у одного безупречно выходит хвостовая часть модели, у второго – носовая, у третьего – крыло. Поэтому планер будет обладать отличными летными качествами и долго радовать своего хозяина. Это самый простой и эффективный прием серийного производства. Готовые планеры продаем на выставках-ярмарках. Их с большим удовольствием покупают и взрослые, и дети. Вырученные средства идут на покупку расходных материалов: клея, картона, скотча, ДСП.

Труд детей тоже должен вознаграждаться. У нас здесь все по-взрослому: на каждого ребенка заведена карточка, в которой выставлены оценки за работу. Накопив определенное количество хороших оценок, ребенок может забрать себе любую модель со склада. Это его награда. Кроме конструкторских знаний об устройстве планера и физики полета, ребята получают и важные производственные навыки.

До 2002 года я работал в отрадненском ЦДОД, преподавал авиа- и судомоделирование. По крупицам собирал лабораторию, где занимались дети. У нас в кабинете стоял огромный бассейн, в котором гордо красовались большие военные эсминцы и подлодки. Ребята с усердием трудились над их изготовлением. Когда работать стало совсем невыносимо, уволился. Знаете, педагогу тоже нужно кормить семью. Тот кабинет просуществовал до 2009 года, а потом его просто сломали. На свалке оказались модели кораблей, подводных лодок и самолетов, инструменты, книги, пособия и наш бассейн.

Мне очень больно и обидно за родной город! Ведь дети с удовольствием мастерят что-то своими руками. Если ребенок родился с интересом к технике, это Божественный промысел. Талант обязательно нужно развивать! К сожалению, в Отрадном такой возможности нет. Уже пятый год езжу работать в Кинель-Черкассы. И все надеюсь на то, что и в нашем городе когда-нибудь обратят внимание на детское техническое творчество…

•••

Мы покидали Кинель-Черкасскую станцию с двоякими чувствами. С одной стороны, было радостно за соседей: как они заботятся о детях, как переживают за них, как стараются все сохранить и преумножить! А с другой стороны, было горько за нас: почему же в Отрадном всё позакрывали? Секцию картинга, УПК, технические кружки, школьные мастерские по труду… Теперь отрадненские мальчики музицируют и вышивают. А кто же будет водить технику, чинить краны, трубы, розетки? Сегодня далеко не у всех подростков есть отцы, которые могут этому научить. Государственные образовательные учреждения сняли с себя всякую воспитательную заботу. Без внешней поддержки детский интерес к техническому творчеству быстро угасает. Но добрый пример наших соседей убеждает: его можно оживить. Мальчишки будут паять, выжигать, выпиливать, собирать картинги, если взрослые дяди и тети создадут для этого хотя бы минимальные условия. Ведь когда-то у нас тоже кипела жизнь…

Рейтинг: 147 / Комментариев: 1

Наталья Петроченкова
06.02.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code